Пропал груз: кто виноват?
В основе грузоперевозок лежит цепочка «грузоотправитель-перевозчик-грузополучатель». Кто виноват, если финальное звено не получило товар? Утрата груза может произойти в момент погрузки по вине отправителя или в процессе транспортировки. При этом нередко обе стороны отрицают вину, обличая друг друга в недобросовестности.
Согласно ст. 796 ГК РФ, ответственность за сохранность груза после принятия его к перевозке несет грузоперевозчик. Следовательно, он должен в полном размере возместить причиненный грузополучателю ущерб, включая оплаченную стоимость провоза груза. Исключением являются форс-мажорные ситуации. К ним относят не только чрезвычайные происшествия непреодолимой силы, но и скрытый брак упаковки, а также некоторые другие особенности груза. В этом случае ущерб возместит грузоотправитель или страховая компания, если был заключен соответствующий договор.
Скандал набирает обороты: как найти управу на недобросовестного перевозчика?
Итак, груз утрачен. Сначала составляется акт, который служит юридическим отражением ситуации. Затем выясняются причины пропажи груза. Иногда для этого требуется провести экспертизу или расследование. Затраты обоснованы, если речь идет о товаре на крупную денежную сумму. Как поступить, если в утрате груза виноват грузоперевозчик? Что делать, если последний не признает вину? Как заставить недобросовестного исполнителя возместить ущерб?
- Составление претензии. Документ является средством решить спор в досудебном порядке. К претензии прилагаются копии документов. В ней должны быть отражены требования грузополучателя относительно суммы денежной компенсации за утраченный груз. На рассмотрение претензии законодательство РФ выделяет 30 дней.
- Если в течение месяца грузоперевозчик не ответил на претензию или дал отрицательный ответ, нужно составлять исковое заявление в суд. Адвокат поможет соблюсти юридические формальности процедуры и выиграть спор. Помимо возмещения стоимости утраченного груза ответчик должен будет выплатить моральную компенсацию и оплатить расходы, связанные с судопроизводством (включая затраты на экспертизу).
- Срок исковой давности по делам о пропаже груза составляет 1 год.
Как защитить имущество от недобросовестных грузоперевозчиков
В первую очередь, следует выбрать надежную компанию. Обращайте внимание на дату регистрации юридического лица и данные ЕГРЮЛ. Если компания появилась сравнительно недавно или в ее истории немало фактов реорганизации, возможно, это фирма-однодневка.
Надежная компания имеет офис и несколько контактов на выбор (стационарный и мобильный телефоны, icq, Skype, электронная почта). Опасайтесь обращаться в фирмы, которые принимают заявки на грузоперевозки «на квартире» и имеют только e-mail и мобильный телефон для связи.
Внимательно изучайте документы. Помимо договора в обязательном порядке заполняется товарно-транспортная накладная. Отсутствие последней является основанием для судьи отказать в рассмотрении спора, если будет запущено арбитражное производство.
Самой неприятной является ситуация, когда груз пропал, а представители транспортной компании не выходят на связь. Налицо факт хищения. В подобных ситуациях нередко выясняется, что вы наткнулись на фирму-однодневку, а предоставленные документы на авто, паспорта, водительские удостоверения оказались фальшивыми. Судебное разбирательство не поможет решить проблему, поскольку ответчик не появится в зале суда.
Чтобы избежать таких ситуаций выбирайте надежные транспортные компании, не гонитесь за призрачной выгодой в желании сэкономить (фирмы-мошенники часто предлагают заниженные тарифы на грузоперевозки) и страхуйте груз, если его утрата станет причиной больших финансовых потерь.